Ответственность экспедитора за сохранность груза – 7. , () /

Содержание

ответственность экспедитора и перевозчика. Новости

Сохранность груза по время доставки является главным фактором успешного сотрудничества грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное  повреждение или полная утрата груза в разных обстоятельствах влечёт за собой материальную, административную и уголовную ответственность.

Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ. Полная или частичная утрата груза при перевозке требует юридической помощи для предъявления обоснованных претензий и подачи исковых заявлений в судебные инстанции. В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:

  • досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
  • судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону

На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.

К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.

Ответственность перевозчика за утрату груза

Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность транспортируемых материальных ценностей наступает сразу же после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях:

  1. Возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки.
  2. Возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты.
  3. Возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.

Перевозчик может освобождаться от обязательств по компенсации материального ущерба, если он докажет, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора). Чтобы исключить разногласия во время разбирательств подобных конфликтов  необходимо в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза. В случае отсутствия стоимости груза в официальных документах суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.

Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения.

Ответственность экспедитора за утрату груза

Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может  привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично  возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Ответственность за утрату груза в результате ДТП

  1. Если вина водителя транспортного средства, осуществляющего доставку, установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объёме в рамках процедур и положений законов, описанных выше.
  2. В случае, когда авария произошла не по вине перевозчика, он всё равно будет главный действующим лицом в исковом заявлении. Однако после возмещения материального ущерба транспортная компания или частный перевозчик имеют права предъявлять регрессивные материальные претензии к виновнику аварии.

Ответственность в случае хищения груза

И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах. Если преступники будут найдены, в рамках разбирательства уголовного дела перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.

Некоторые важные правовые нюансы

  1. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает  доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
  2. Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
  3. Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
  4. Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
  5. В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
  6. Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность

Порядок оформления документов пострадавшей стороной

Грузоотправители и грузополучатели, обнаружившие факт утраты груза, должны действовать следующим образом:

  • уведомить руководство транспортной компании о случившемся происшествии;
  • немедленно составить акт об утрате груза установленного образца;
  • в случае отказа водителя или экспедитора подписывать составленный акт, данный документ удостоверяется в одностороннем порядке;
  • если существует такая возможность, необходимо привлечь к актировке происшествия независимых экспертов и свидетелей;
  • если груз был застрахован, то требование о возмещении ущерба следует предъявлять к страховой компании в установленном законом порядке и размере, заявленном в страховом полисе. После выплаты компенсации страховой оператор будет выступать с соответствующими требованиями к виновнику утраты груза;
  • во всех случаях следует обратиться к опытному транспортному юристу для составления досудебной претензии, а впоследствии – для подачи искового заявления;
  • после решения суда в пользу пострадавшего лица необходимо сначала инициировать, а потом контролировать исполнительное производство, которое будет заниматься взысканием материального ущерба с виновной стороны  

На портале Cargocash вы сможете застраховать свой груз у надёжного страхового оператора, с которым мы работаем более 10 лет. В таком случае существенно сокращается время выплаты компенсации, которую зачастую можно будет получить ещё до окончания разбирательства конфликта.

Скачать образец акта об утрате груза 2018

cargocash.ru

Основания и размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции

Данная статья посвящена проблеме оснований и размера ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции. Проанализированы характерные особенности возмещения убытков грузополучателям, либо грузоотправителям в гражданском процессе на основании судебной практики Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость детального изучения проблем ответственности экспедитора в литературе, а также их законодательного закрепления.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, упущенная выгода, вознаграждение экспедитору, объявленная стоимость груза, экспедитор

Keywords: the contract of the transport expedition, the missed benefit, remuneration to the forwarding agent, the declared cost of freight, the forwarding agent

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что транспортная экспедиция в настоящее время обеспечивает координацию процесса перемещения грузов на всех видах транспорта.  Четко отлаженная работа транспортной экспедиции является залогом успешного развития российской экономики. Достижение этой цели возможно при сбалансированном правовом регулировании общественных отношений, связанных с перевозкой груза, чего достаточно сложно достигнуть из-за не ясного решения многих теоретических и практических вопросов, касающихся правового регулирования транспортно-экспедиционных отношений.

Правовые отношения между экспедитором и клиентом-грузополучателем или грузоотправителем возникают исходя из договора транспортной экспедиции. Таким образом, все риски, затраты, потери и форс-мажорные обстоятельства стороны оговаривают именно в данном договоре. Правильно составленный договор транспортной экспедиции поможет распределить не только ответственность между экспедитором и его клиентами, но и защитить интересы обоих сторон. Но, из сложившейся практики работы транспортно-экспедиционных компаний следует следующее-последние предоставляют свой договор транспортной экспедиции клиентам с возможностью составления протокола разногласий, по которому очень редко удовлетворяются требования не согласной стороны. Вследствие чего грузополучатели и грузоотправители становятся заложниками условий договора транспортной экспедиции.

Обязанности экспедитора

Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. Экспедитор должен организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

 В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.[1, электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ ] Данные положения предусмотрены Гражданским кодексом РФ от 30 нояб.1994 №51-ФЗ.

Ответственность экспедитора

Вопросы ответственности экспедитора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Главой 3 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В соответствии со статьей 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются по правилам главы 25 ГК РФ. ГК РФ устанавливает для всех видов транспорта единые пределы ответственности перевозчика за не сохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причинённый при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. [1, электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/]

Основаниями привлечения экспедитора к ответственности являются нарушения обязательств, указанных и оговоренных договором транспортной экспедиции. Перевозчик несёт ответственность за весь период нахождения груза во владении, т.е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу за :

А. Порчу(повреждение) груза

Возмещению подлежит стоимость утраченного (поврежденного, испорченного) груза, а также, полностью или частично, плата за его перевозку, если она не входит в стоимость груза.

Б. Ответственность экспедитора за утрату (недостачу) груза

Груз считается утраченным, если не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если указанный срок договором не установлен, груз считается утраченным, если не выдан в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006] В отношении данного положения возникает много противоречий: какой именно срок считать разумным. Зачастую этот срок представлен грузополучателя или грузоотправителями и экспедитором по-разному.

Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006]

В. Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза

 На основании ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.  Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, экспедитор, помимо возмещения убытков, уплачивает за каждые сутки (неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения.

На практике же транспортно-экспедиционные компании не оговаривают сроки доставки груза из пункта отправления до пункта назначения, более того-они оговаривают в устной форме примерные сроки, которые периодически могут меняться.

Размер ответственности экспедитора

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Он освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Разберём подробнее размер ответственности экспедитора:

1.      Упущенная выгода

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения полностью или в части экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза по вине экспедитора. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006]  Таким образом, в отличие от возмещения реального ущерба упущенная выгода подлежит возмещению только в случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения экспедитором обязанностей. Если экспедитор докажет, что его вина отсутствовала, упущенная выгода не взыскивается.

Суды зачастую отказывают в удовлетворении исков в части взыскания упущенной выгоды в следующих случаях:

 — если истцом не доказана реальная возможность получения выгоды при использовании им утраченного или поврежденного имущества при обычных условиях гражданского оборота;

 — если истцом не представлены документы, подтверждающие наличие упущенной выгоды в заявленном к взысканию размере, а также данные, свидетельствующие о принятых клиентом мерах по предотвращению и уменьшению упущенной выгоды;

 — если истцом не доказана причинная связь между понесенными убытками и действиями экспедитора.

В качестве доказательства упущенной выгоды клиенты пытаются приводить договоры, заключаемые с третьими лицами об использовании объектов, которыми ранее располагал истец, имеющие целью доказать возможность получения клиентом выгоды в случае, если бы он использовал утраченное или поврежденное экспедитором имущество. Данные договоры некоторыми судами не принимаются в качестве надлежащих доказательств упущенной выгоды, без указания причин подобной оценки.

2. Ранее уплаченное вознаграждение экспедитору

Также при определении размера ответственности экспедитора перед клиентом возникает еще одна проблема: в случае утраты, недостачи, повреждения, порчи груза экспедиторы зачастую отказываются возвращать клиенту уплаченное ранее вознаграждение. Такое поведение экспедиторов обуславливается диспозитивной нормой права о возможности включения данного условия о возврате вознаграждения в договор транспортной экспедиции. Естественно, что экспедиторы не указывают подобный пункт в договоре даже по просьбе клиента. [2, с. 43-50.]

Пункт 3 статьи 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривает следующее: в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.[4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006] Данное положение подтверждает и судебная практика. Суды отказывают в удовлетворении требования о взыскании уплаченного вознаграждения, если эта обязанность не была предусмотрена договором. Данная норма законодательства представляется несправедливой, поскольку уплаченное вознаграждение, также является убытком клиента вместе с ущербом в размере реальной стоимости груза и упущенной выгодой.

3. Объявленная стоимость груза

На основании п. 1 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности ответственность устанавливается в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза. [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006]

При невозможности восстановить повреждённый груз, возмещается его стоимость, которая определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии данных о стоимости груза в сопроводительных документах продавца, приложенных при перевозке груза, его цена определяется по правилам так называемого, обычного права, т.е. исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (ст.796 ГК РФ). [1, электронный ресурс, режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/] Если требование добровольно удовлетворено не было, действительная стоимость груза определяется на день принятия судебного решения.

В отношениях между транспортными компаниями с грузополучателями или грузоотправителями широко применяется практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке. Следует учитывать, что при этом повышаются либо тарифы, либо коэффициенты на перевозку. Но, грузоотправители и грузополучатели, порой, соглашаясь на эти дополнительные расходы, полагают, что перевозчик проявит бдительность при перевозке этого груза, поскольку ему при утрате придётся заплатить грузовладельцу сумму объявленной ценности груза. Однако, находясь однажды в подобной ситуации, клиент понимая, что возможные убытки перевозчик ему уже не возместит, владелец груза начинает нередко завышать реальную стоимость своего груза. Отсюда вытекает следующее обстоятельство, экспедитор, пытаясь себя защитить от подобных ситуаций   вводит правило для клиентов о проставлении в транспортных документах объявленную стоимость не более какой-то конкретной суммы. В противном случае, экспедитор отказывает клиенту в оказании услуг по перевозке груза. Клиенту больше ничего не остается делать, кроме как соглашаться на установленные условия.

Но клиент по действующему законодательству должен предоставить груз к перевозке экспедитору с указанием всех особенностей груза, стоимости груза, документально подтверждённой, а также особенностей транспортировки с соответствующей маркировкой на упаковке груза. Отсутствие конкретной информации о грузе (либо виде груза), переданного для перевозки, свидетельствует о невозможности установить, какой груз передан экспедитору и какова его стоимость либо цена на аналогичный товар в соответствии с требованиями п. 6 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». [ 4, электронный ресурс, режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006] Описание груза иногда сводится к минимуму: оборудование, оргтехника и т.п. В подобных случаях суды отказывают в удовлетворении требований клиента о возмещении реального ущерба в размере действительной стоимости груза.

Свести к минимуму подобные риски, можно, если клиент правильно заполнит поручение экспедитору, с указанием подробных сведений о грузе (грузоместе), его стоимости, и со ссылкой на товарную накладную, по которой сформировано грузоместо. Таким образом, зачастую действия клиента приводят к уменьшению размера ответственности экспедитора перед клиентом за несохранность груза либо к невозможности привлечения экспедитора к ответственности. [5, 21-28]

Таким образом, клиентам довольно сложно взыскать с транспортных компаний упущенную выгоду, размер вознаграждения и реальную стоимость груза, т.к.  основания ответственности экспедитора в первую очередь должны быть оговорены в договоре транспортной экспедиции, чего на практике достигнуть не возможно. А также клиент должен сам придерживаться ряду формальных правил при оформлении документов об отправке и получении груза от экспедитора. Существующие нормы в российском законодательстве имеют достаточно много пробелов. В настоящее время требуется более подробное изучение проблем основания, условий наступления и размера ответственности экспедитора, предусмотренных договором транспортной экспедиции, а так же их законодательное закрепление.  

Список использованных источников и литературы

1.      Гражданский кодекс РФ от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ  [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/

2.      Иванова А.И. Подводные камни договора транспортной экспедиции // Административное право. 2011.- № 1.- С. 43-50.

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» от 8 сент. 2006 г. № 554[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=62667

4.      Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi≤req=doc;base=LAW;n=43006

5.      Фролова Н.М. Обзор судебной практики «Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции»// «Арбитражное правосудие в России». -2007.-№3.-С. 21-28

moluch.ru

Ответственность перевозчика за сохранность груза

Законная ответственность перевозчика за сохранность груза – это один из самых важных современных постулатов в процессе страхования и защиты разных грузов. Согласно нормативам современного транспортного закона, за несоответствие договорным пунктам, за неисполнение или полное исполнение разных обязательств, связанных с обеспечением и гарантией полной сохранности и целостности перевозимого товара, организация вполне может понести установленное, возмещающее ущерб, наказание.

Каждая современная транспортная компания в той или иной степени отвечает за полную сохранность перевозимого груза. Ответственность перевозчика за сохранность груза возлагается сразу после того, как товар был принят и сохраняется до тех пор, пока не будет выдан адресату. Материальные обязательства возлагаются при таких факторах несохранности груза, как недостача количества единиц товара, его утрата, полная порча или частичное повреждение. Под полной утратой будет пониматься отсутствие возможности его выдачи на руки получателю на протяжении в договоре обозначенных временных сроков. Материальная недостача – это частичное понесение утраты перевозимого груза, порча – это полное изменение общего качества товара, его основных химических характеристик, а повреждение – это небольшое изменение основных физических качеств товара. Если это происходит по вине самого перевозчика, он полностью возмещает все траты и ущерб.

Права и нормы

Современный кодекс предполагает полную или частичную ответственность перевозчика за несохранность груза. Это определенная мера воздействия, которая применяется к компаниям и водителям, если их действия вышли за установленные договором рамки. Ответственность перевозчика грузов устанавливается только в рамках современного законодательства. Это мера воздействия, которая состоит из возмещения контрагенту или заказчику всей стоимости причиненного ущерба. Стоит отметить, что ответственность за перевозку может быть отрегулирована не только на уровне законодательства, но также индивидуальной договоренностью сторон, прописанной в договоре. Среди основных правил возмещения ущерба в деньгах при перевозке можно отметить:

  1. Степень ответственности перевозчика за сохранность груза встречается полная и частичная, то есть ограниченная в силу определенных моментов.
  2. Перевозчик, не исполнивший свои обязательства, несет полную возложенную на него ответственность строго во всех случаях, за исключением тех, которые произошли по причине непредвиденных или непредотвратимых обстоятельств. Подобные ситуации обязательно должны быть подтверждены документально.
  3. Современным законодательством предусмотрена возможность восполнения ответственности вне зависимости от виновности. Говоря иными словами, если договор или база законодательства не подразумевает чего-то иного, принцип стопроцентного возмещения средств полностью срабатывает на автоматическом уровне.

В качестве дополнения степень ответственности, возложенной на фирму за полное нарушение правил перевозки или частичное сохранение перевозимого товара, регулируется законом в привязке к категории используемых автомобилей.

Условия для ответственности

Ответственность перевозчика бывает отмечена, если груз был серьезно поврежден, если был потерян или утрачен, если были просрочены договором установленные сроки. Полученные дефекты обязательно должны быть зафиксированы сразу после полного принятия груза к перевозке и до его полной сдачи. Одновременно с этим перевозчик обязан полностью возместить материальный ущерб при прямом нарушении договора.

Важно! Все важные моменты по перевозке должны быть прописаны в договоре. Если правило по просрочке или порче груза будет отсутствовать, ответственность не будет возложена.

Случай определенной ответственности фиксируется после установленного факта потери или порчи груза после того, как он был передан фирме и до самого возвращения его клиенту, заказавшему услугу. Это правило распространяется на ситуации, если водитель не доказал невозможность сопротивления определенным обстоятельствам.

Фирма, перевозившая груз, может не компенсировать средства за потерю или порчу товара в ситуации, если докажет документами свою полную невиновность относительно претензии. Чтобы доказать полную невиновность, обязательно должны быть приведены случившиеся моменты и их определенные последствия, полностью избежать которых было совершенно невозможно. Среди данных обстоятельств и факторов можно отметить:

  • Причины, которые полностью зависят от отправителя и до самого получателя;
  • Естественные особенности и специфические характеристики доставляемого товара;
  • Разные дефекты тары и используемых упаковочных материалов, что при предварительном осмотре и при предтранспортировочной приемке не были выявлены;
  • Применение тары или упаковки, не соответствующей какому-то определенному типу или стандартам к перевозке;
  • Превышение нужного для того или иного груза уровня температуры и влажности.

Необходимо знать, что уровень ответственности фирмы, которая перевозит груз, очень часто ставит в зависимость от вины. Все остальные дополнительного плана причины, являющиеся основанием для полного снятия ответственности за невыполнение предварительно взятых разных обязательств перевозчика, устанавливаются на особом законодательном уровне. Стороны, которые заключают договор относительно доставки груза, подобные дополнительного плана основания устанавливать не имеют права. Исключением могут быть специальные условия, которые оговариваются в договоре.

Особенности возлагаемой ответственности

Чтобы полностью избавиться от возложенной ответственности, перевозчик, что использует разные виды транспортных средств, обязательно должен соблюдать определенные условия по перевозке. При выполнении работ все зависит от особенностей груза, а также от установленных на тот или иной момент норм законодательства. Например, для многих перевозчиков, чтобы полностью освободиться от вероятной материальной ответственности и от полноценного возмещения ранее причиненного ущерба не хватит просто привести, как доказательство условия, перечисленные выше. В таких ситуациях компания доказывает, что условие стало основанием для невозможности грамотного обеспечения полноценной сохранности товара.

Очень часто компания-перевозчик работает по правилу установки ответственности, которую несет фирма от момента погрузки товара и до его выгрузки. Исключением могут стать ситуации, когда перевозчик доказал, что все необходимые меры, направленные на предотвращение порчи товара, были предприняты или что, наоборот, их принятие было по какой-то причине невозможно.

Объем ответственности компании по просрочке

При каждом отдельном случае производимой перевозки и полной ответственности за порчу ил потерю груза, объем начисления средств и механизм их начисления прямо зависит от общей специфики применяемых грузов для доставки и используемых в данном процессе транспортных средств. Если была допустима просрочка, компания должна выплатить установленную в договоре штрафную пеню. Она составляет несколько процентов от общей стоимости. Избавиться от оплаты штрафа за просрочку можно. Фирма должна документально доказать, что задержка была произведена не по его вине. Здесь для примера можно отметить следующие ситуации:

  • Несвоевременное оплачивание разных провозной категории сборов и каких-то платежей за производимую доставку груза;
  • Срочно организованный ремонт автомобиля по причине его внезапного выхода из строя. Это правило действует только после предварительно проведенного технического осмотра авто;
  • Разного рода серьезные ситуации, которые никак не зависят от перевозчика.

Просрочка без какой-либо уважительной причины для компании-перевозчика чревата определенными санкциями. Размер штрафных процентов прямо зависит от суммы, прописанной в предварительно заключенном договоре. Как правило, это определенный процент от суммы, оцененного перевозимого груза. Освободить себя от оплаты подобной штрафной суммы компания может только, если докажет, что на пути следования возникли особые непредвиденные обстоятельства, устранение которых никак не зависело от водителя и организаторов перевозки.

Подводя итоги

Освободиться от возмещения ущерба можно только при полном доказательстве отсутствия вины. Здесь нет никакого беззакония, так как современные транспортные кодексы и уставы предусматривают перечень определенных факторов, которые освобождают от возложенной материальной ответственности. Самое главное доказать наличие разных обстоятельств и определенную причинную связь между наступившими моментами и самой несохранностью груза.

Чтобы решить все проблемы, связанные с возмещением ущерба по причине порчи или потери груза, можно воспользоваться помощью профессионалов, которые проводят страхование процессов перевозки. Это очень выгодно современным транспортным компаниям, так как проблемы с грузом возникают, как по халатности и по умышленному преступлению, так и по случайным обстоятельствам. Именно страхование ответственности поможет в подобной ситуации, как нельзя лучше. Современные страховые компании действуют строго на основании установленных на международном уровне стандартов и в процессе заключения сделки опираются исключительно на специфику груза и на используемые автомобили.

Проводится особое CMR-страхование, которое покрывает большое количество рисков, что только могут возникнуть в процессе перевозок. Например, потеря товара или его сильное повреждение физического плана, причиненный принимающим участием в сделке третьим лицам ущерб, покрытие финансовых убытков по причине просроченной доставки. После оформленной страховки перевозчик полностью защищен от таких проблем, как выплата пени, штрафа, разных материальных выплат.

naperevoz.ru

Ответственность экспедитора за груз | Сила Права

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять лишь функцию агента грузоотправителя, за исключением случаев, когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.

Обществом (клиентом) и компанией (экспедитором) был заключен договор транспортной экспедиции, по условиям которого компания обязалась лично или с привлечением третьих лиц обеспечивать доставку груза общества автомобильным транспортом по соответствующим заявкам, а общество — оплачивать оказанные услуги.

В ответ на заявку общества компания сообщила о времени прибытии автомобиля под управлением конкретного физического лица для принятия груза.

Общество передало груз лицу, указанному компанией.

Ссылаясь на то, что груз не был доставлен грузополучателю, по факту кражи груза возбуждено уголовное дело, а лицо, принявшее груз находится в федеральном розыске, общество обратилось в арбитражный суд с иском к компании о взыскании стоимости утраченного груза.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требования общества отказано. Суды пришли к выводу, что исходя из положений статьи 801 ГК РФ экспедитор обязан организовать перевозку груза и не отвечает за утрату груза, возникшую по вине перевозчика. Общество должно обратиться с требованием к физическому лицу, фактически выполнявшему перевозку.

Арбитражный суд округа отменил названные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Квалифицируя правоотношения участников спора, необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных в соответствующих статьях ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п.

Как установлено судами, общество не согласовывало кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых компанией услуг сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, на сайте компании в сети Интернет, через который был заключен договор, указано, что компания обеспечивает доставку груза. Компания указала обществу конкретного перевозчика, общество передало ему груз, по сути, от имени компании как лицу привлеченному экспедитором к исполнению своего обязательства по доставке груза (статья 403 ГК РФ).

Таким образом, на основании абзаца второго статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», компания приняла на себя обязательство по доставке груза и должна нести ответственность за его утрату в процессе перевозки. Однако эти обстоятельства не были проверены судами первой и апелляционной инстанции.

Вывод судов о том, что законодательная конструкция договора транспортной экспедиции не предполагает ответственности экспедитора за утрату, недостачу и повреждение груза в процессе перевозки противоречит названным положениям ГК РФ и Закона о транспортной экспедиции.

Отсутствие ответственности экспедитора

В соответствии с заключенным компанией (экспедитор) и обществом (клиент) договором компания обязалась по заявкам общества осуществлять оказание следующих услуг, связанных с организацией перевозки груза общества железнодорожным транспортом: согласование планов на железнодорожные перевозки и осуществление расчетов с железнодорожным перевозчиком через лицевой счет экспедитора, открытый у перевозчика.

На основании заявки общества и от его имени компания осуществила указанные действия в отношении конкретного груза. Компания указала обществу время и место отправки груза, а также осуществила оплату перевозки через свой лицевой счет.

Груз был передан обществом перевозчику и принят им к перевозке, что подтверждается квитанцией о приеме груза и железнодорожной накладной.

В пути следования произошел сход вагонов, в результате чего груз был утрачен.

Со ссылкой на то, что ответственность за утрату груза должен нести железнодорожный перевозчик, компания в ответ на претензию отказала обществу в возмещении стоимости утраченного груза.

Общество обратилось в арбитражный суд с иском к компании о возмещении стоимости утраченного груза.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, исковые требования общества удовлетворены. Суды исходили из того, что сторонами заключен договор транспортной экспедиции и компания на основании абзаца второго статьи 803 ГК РФ и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции отвечает перед обществом за транспортировку и обеспечение сохранности груза в пути следования. Суд отклонил довод компании о том, что перевозка осуществлялась другим лицом, указав на то, что железнодорожный перевозчик является лицом, привлеченным компанией к исполнению ее обязательства, и она на основании статьи 403 ГК РФ несет ответственность за ненадлежащие исполнение им обязательства.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены и в удовлетворении искового требования отказано по следующим основаниям.

По смыслу пункта 1 статьи 801 ГК РФ содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться (заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п.). На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение.

Поскольку в настоящем деле условия договора транспортной экспедиции предусматривали только обязанности экспедитора согласовать планы железнодорожной перевозки и осуществить расчеты с перевозчиком, но не обеспечить доставку груза, вывод суда первой инстанции со ссылкой на положения статей 803, 805 ГК РФ о том, что экспедитор является ответственным за утрату груза вне зависимости от того, что перевозка груза исполнялась третьим лицом, является ошибочным.

  

Предлагаем ознакомиться:

krlaw.ru

Ст. 803 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Комментарий к Ст. 803 ГК РФ

1. Глава 3 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности посвящена ответственности как экспедитора, так и клиента и включает в себя шесть статей. При этом положения комментируемой статьи повторяются в первых абзацах ст. 6 названного Закона.

В обязанности экспедитора, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых предусмотрена настоящей статьей, входит прежде всего обязанность оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Обязанность предоставления информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, несет экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности определяет особенности ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (ст. 7), за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции (ст. 9). При этом в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрена большая ответственность экспедитора по сравнению с установленной названным Законом или международным договором Российской Федерации. Устранение имущественной ответственности экспедитора или уменьшение ее размеров соглашением сторон не допускается, и такое соглашение является ничтожным.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен специальный срок исковой давности, который в соответствии со ст. 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

3. Комментируемая статья не предусматривает ограничений ответственности экспедитора и освобождения от нее при отсутствии вины, за исключением положений абз. 2. В то же время Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает размеры ответственности экспедитора в зависимости от его вины.

Независимо от вины экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба. Экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Ответственность в размере упущенной выгоды наступает лишь при наличии вины экспедитора.

Размеры ответственности за утрату или повреждение груза аналогичны размерам ответственности перевозчика. Так, например, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, ответственность ограничена размером объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза. За утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, экспедитор несет ответственность в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части и т.д. При этом действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

Кроме того, экспедитор возвращает клиенту уплаченное им вознаграждение в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если это предусмотрено договором экспедиции и если вознаграждение не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

4. В случае нарушения срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор несет полную ответственность в размере причиненных убытков, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. В последнем случае экспедитор освобождается от ответственности в связи с отсутствием вины.

В том случае, если в качестве клиента по договору транспортной экспедиции выступает потребитель, т.е. физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор несет ответственность за просрочку (нарушение срока исполнения) в виде выплаты клиенту неустойки в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) (п. 2 ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Такая неустойка носит характер штрафной. Кроме того, потребителю должны быть возмещены причиненные убытки, если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

5. Абзац 2 комментируемой статьи предусматривает зависимость ответственности экспедитора от исполнения договора перевозки перевозчиком. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик, ответственность которого ограниченна, а в некоторых случаях и вообще исключена. Так, например, экспедитор, как и перевозчик, будет отвечать в пределах стоимости груза при его утрате, повреждении и т.п. и при наличии вины, а при просрочке доставки груза перевозчиком ответственность будет ограничена уплатой неустойки, возмещение убытков не предусматривается (исключительная неустойка). Данные положения применяются в том случае, если экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции от своего имени заключает договор перевозки. При этом перед клиентом несет ответственность экспедитор, а не перевозчик, который непосредственно осуществляет перевозку груза.

6. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (см. комментарий к ст. 805 ГК).

7. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности устанавливает особенности ответственности экспедитора в перевозках международного сообщения (п. п. 3, 4 ст. 6, п. 2 ст. 7).

8. Гражданский кодекс РФ не содержит специальных норм об ответственности клиента перед экспедитором по договору транспортной экспедиции. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором определены нормами ст. 10 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в частности, ими предусмотрена ответственность за нарушение обязанностей по предоставлению необходимой информации, своевременной выплаты вознаграждения и др.

9. Как и в отношении договоров перевозки, в отношении договоров транспортной экспедиции применению мер ответственности в судебном порядке должно предшествовать соблюдение претензионного порядка рассмотрения спора. Так, в соответствии с п. 1 ст. 12 вышеназванного Закона до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, ему же обязательно предъявление претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

— возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

— возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

— нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда заинтересованные лица (клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации) узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

stgkrf.ru

Проблема ответственности за сохранность и доставку груза

Считается, что сохранность груза на время доставки — это успешное сотрудничество грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение груза или его потеря несет за собой материальную, административную и уголовную ответственность. Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ. При полной или частичной утрате груза при перевозке потребуется юридическая помощь, чтобы предъявить претензию и подать исковое заявление в судебные инстанции.

В таких случаях, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий. Первый вариант — досудебное урегулирование конфликта при мирном соглашении сторон и с возмещением ущерба. Второй вариант — судебные разбирательства, которые несут временные и финансовые затраты.

Сначала предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику. Если стороны не пришли к соглашению или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца потерянного груза, то тогда в гражданский суд подается исковое заявление. К данному заявлению прилагаются все необходимые документы, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.

Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность груза наступает после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях. Первая — возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки. Вторая — возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты. Третья — возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.

Перевозчик может быть освобожден от обязательств по компенсации материального ущерба, если он сможет доказать, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора). Чтобы не было разногласия во время разбирательств подобных конфликтов, нужно в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза. Если отсутствует стоимость груза в официальных документах, то суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.

Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения. Экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ, и согласно этой статье данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.

Экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий. Часто усложняются разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика. Поэтому грузоотправителям стоит заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.

Если утерян груз в результате ДТП и вина водителя установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объеме. В случае если авария произошла не по вине перевозчика, то он все равно будет главным действующем лицом в исковом заявлении. После возмещения материального ущерба перевозчик может предъявить материальные претензии к самому виновнику аварии. Если груз был похищен, то перевозчику придётся ответить перед владельцем согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта. В таких обстоятельствах следует сразу же обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Если похитители будут найдены, то перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.

Стоит отметить следующие правовые нюансы. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. В данном случае стоит оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях. Груз считается утраченным, если он не был передан в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре. Экспедитор несёт ответственность за груз, поэтому любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица.

В случае утраты груза, ответственность экспедитора будет в большей степени, чем ответственность перевозчика. Экспедитор компенсирует ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Если в контракте стоимость перевозимых ценностей завышена, то стоит от перевозки груза отказаться. При частичной или полной утрате груза грузополучатель вправе требовать компенсацию об упущенной прибыли. Если утрата груза несет характер умышленного хищения, то в этом случае наступает уголовная ответственность. 

 

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

perevozka24.ru

Ответственность экспедиторов за сохранность груза и их права. — Студопедия.Нет

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Права экспедиторов.

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

 

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *